Е.Орлов внёс предложения по урегулированию ситуации на рынках

Изображение-тизер
Е.Орлов внёс предложения по урегулированию ситуации на рынках

Ситуация вокруг рынков продолжает развиваться в негативном ключе. Слишком мало внимания уделялось государственными органами правовому обеспечению хозяйственной деятельности ГП «Рынки Донбасса» и переходу в государственную собственность имущественных комплексов в соответствии с Законом о рынках.

Как я ранее писал, наиболее проблемной точкой стал Ясиноватский рынок, который судебным решением был возвращен собственнику, после годичного хозяйствования там ГП. Еще есть возможность в судебном порядке «отыграть» назад ситуацию в пользу ГП, но с каждым разом все меньше. После мартовского решения в пользу собственника, где ключевым моментом стало вынесение Протеста Председателя ВС ДНР, ГП «Рынки Донбасса» пытаются пойти тем же путем — жалоба в порядке надзора. Но 19 мая 2018 г. стало известно, что 17 мая 2018 Председателем ВС ДНР было внесено представление об отказе в пересмотре судебного решения по жалобе ГП. Решится ли Верховный Суд отклонить внесенное представление своего Председателя, тем более, что в обоих Протестах Председатель занимает последовательную позицию, вопрос пока открытый. Но наша задача не ожидать как решится данный спор, а доработать законодательство, чтобы перевести работу рынков в правовое поле, поэтому попробую высказать возможные направления изменений и наиболее значимые недоработки.

Итак, 6 февраля решением Арбитражного суда ДНР были признаны незаконными действия ГП «Рынки Донбасса» по определению принадлежащего на праве собственности частному предприятию торгового комплекса как объекта подпадающего под определение «рынок», установленного Законом о рынках. В этой связи сразу бы хотелось отметить, что конкретно полномочий у ГП самостоятельно определять статус торгового объекта как «рынок» в Законе и не прописано. Поэтому ГП попыталось в данном случае опереться на местные администрации, возложив на них некое подобие полномочий по определению статуса «рынок». Так 3 июня ГП направляет главам сельских, поселковых, районных и городских администраций письмо, в соответствии с которым просит предоставить перечень объектов торговли, подпадающих под определение «рынок». И, например, Ясиноватская администрация такое письмо в ответ направила 7 июня 2016 г. с очень конкретным текстом: Администрация города Ясиноватая предоставляет перечень объектов, подпадающих под определение «рынок» с приложением конкретных объектов. И именно это письмо было указано в Приказе ГП по переходу в госсобственность и под управление ГП данного торгового объекта. Какие правовые основания были у ГП запрашивать именно у администраций подобную информацию? С очевидной вероятностью, работала логика украинского закона о местном самоуправлении в Украине, где конкретно указано:

Статье 26. Исключительная компетенция сельских, поселковых, городских советов

1. Исключительно на пленарных заседаниях сельского, поселкового, городского совета решаются следующие вопросы:

44) установление в соответствии с законодательством правил по вопросам благоустройства территории населенного пункта, обеспечение в нем чистоты и порядка, торговли на рынках, соблюдение тишины в общественных местах, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность;

Статья 30. Полномочия в области жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, общественного питания, транспорта и связи.

К ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся:

8) организация местных рынков, ярмарок, содействие развитию всех форм торговли;).

Также к компетенции органов МСУ было отнесено принятие распорядительных актов относительно выделения земельного участка для организации и эксплуатации рынка, присвоения статуса рынка, выдача соответствующих свидетельств и прочее. Но в данном случае есть два существенных упущения как со стороны ГП, так и со стороны администраций.

Во-первых, ныне действующие администрации в городах и районах не организовывались и не реализовывают полномочия в соответствии с Законом Украины о местном самоуправлении. Нынешние администрации регламентированы Указом Главы» О принятии временного (типового) положения о местных администрациях Донецкой Народной Республики», в котором лишены полномочий органов местного самоуправления в части организации деятельности рынков. Что собственно и подтвердило письмо Ясиноватской ГА от 17 февраля 2017 г.

Во-вторых, письма администраций в адрес ГП, с перечнем объектов, подпадающих под определение «рынок» не являются распорядительными документами в принципе. И не могут служить основанием для каких-либо распоряжений в дальнейшем. Но именно письма администраций легли в основу Приказов ГП об установлении государственного управления имуществом. Более того, стали ключевым основанием. Ведь ни Закон о рынках, ни Постановление об учреждении ГП не содержат конкретных адресов и полномочия каких либо органов по приданию статуса рынка торговым объектам. А значит, что единственным «документом» становятся данные письма. И, как выясняется, также не имеющие статуса распорядительного документа.

Была ли проделана ГП или Министерствами работа, чтобы узаконить переход в госсобственность торговых объектов? Я попытался проанализировать по следующим направлениям: выкуп, оформление земли и сооружений. С выкупом все довольно просто, нет порядка компенсации, и денег нет. И совершенно сложно себе представить, что в наших реалиях эти деньги найдутся. Тем самым, если обратиться к ГК Украины, то действия ГП и республиканских органов не соответствуют принудительному отчуждению земельных участков.

Теперь что касается оформления земли. Исходя из полученного ответа от городской администрации Донецка ГП даже не обращалось с ходатайством по этому вопросу. Также есть проверка прокурорская в отношении договорных отношение по земле Макеевского ДП ГП, которая свидетельствует что и в Макеевке земля под ГП не выделена. То есть, за три года существования, ГП не оформило ни одного земельного участка в пользование. И причина тому есть, так как Постановление 17-15 от 02.09.2015 г. предусматривает выделение земли заявители при либо подтверждении отказа от данного участка прежним пользователем, либо же при предъявлении правоустанавливающих документов на здания и сооружения. То есть имеется ввиду свидетельства от ФГИ о праве государственной собственности на капитальные сооружения. Но и этих свидетельств нет. Выявляется следующая проблема, то ли из за правовой безграмотности, то ли из за халатности, но за эти три года ФГИ не оформил регистрацию право госсобственности на здания и сооружения, которые на данный момент ГП Рынки Донбасса осваивает. Более того, ГП занимается самостоятельно неким процессом оформления чего-то там без участия ФГИ. На крайнем заседании Временной комиссии НС по рынкам я акцентировал внимание что согласно Закону о регистрации вещных прав, право оперативного управления, на которое как основание для своей деятельности ссылается ГП должно быть зарегистрировано и не возникает на пустом месте. Это договорные отношения с ФГИ. То есть то, что в названии предприятия есть определение Государственное (ГП Рынки Донбасса), вовсе не означает что государственное имущество само собой считается имуществом этого предприятия. Подобная безграмотность и правовой нигилизм приносит неимоверный вред государству.

В данном случае, нужна просто политическая воля руководства республиканских органов власти реализовать свои полномочия и наконец-то оформить «национализированное» имущество. Ведь самое главное — принятие Закона о переходе в госсобственность рынков парламент сделал, при чем под большим давлением на противников такого решения в НС со стороны все тех же министерств.

Что касается урегулирования ситуации в отношения пробела в законодательстве в части полномочий какого либо органа по определению соответствия конкретных объектов критериям рынка, то считаю необходимым в Законе вернуть местным органам самоуправления утерянные полномочия. Это возможно сделать путем внесения изменений как в Указ Главы, так и внесением соответствующих изменений в Закон о рынках. Я буду предпринимать действия в обеих направлениях.

Ранее я уже попытался изменить негативную тенденцию с помощью Судебной системы. И подал обращение на ВС ДНР с предложением рассмотреть данный вопрос судебной практики на Пленуме, на котором возможно было бы выработать рекомендации в части спорного вопроса о присвоении статуса рынок. Но понимания не нашел.

Евгений Орлов

 

Изображения
Е.Орлов внёс предложения по урегулированию ситуации на рынках
Е.Орлов внёс предложения по урегулированию ситуации на рынках
Е.Орлов внёс предложения по урегулированию ситуации на рынках
Е.Орлов внёс предложения по урегулированию ситуации на рынках
Е.Орлов внёс предложения по урегулированию ситуации на рынках
Е.Орлов внёс предложения по урегулированию ситуации на рынках
Е.Орлов внёс предложения по урегулированию ситуации на рынках
Е.Орлов внёс предложения по урегулированию ситуации на рынках