Геройский поступок как итог воспитания традиционных нравственных ценностей человека

04 октября 2016
12:55
Изображение-тизер
Геройский поступок как итог воспитания традиционных нравственных ценностей человека
Пока крутится земля, пока жив человек, на планете всегда будет место высокому и низменному, подвигу и предательству. Понятно, что героями или предателями не рождаются – ими становятся.

Воспитание ребенка с ранних лет, систематическое воздействие на развитие личности, отвечающей традиционным требованиям, предъявляемым обществом, быть воспитанным и дисциплинированным, способным в случае необходимости прийти на помощь нуждающимся, позволит в итоге сформировать характер человека, способного при необходимости к совершению героического, бескорыстного, доблестного поступка. Характер, как известно проявляется не в словах, а в поступках: будь-то уступить место в транспорте, поднести тяжелую сумку, перевести бабушку через дорогу и другие добрые дела.
  
Если же в процессе воспитания ребенка не закладываются традиционные нравственные ценности, на выходе имеем беспринципного человека, считающего, что ему все можно и за это ему ничего не будет. В подавляющем большинстве это, так называемая, «золотая молодежь» или «мажоры». Ожидать от них актов самопожертвования и героизма ради дела, неблагодарное и пустое занятие. Они могут лишь прикидываться героями, принимать вид храбрецов и патриотов. Для них нет ничего святого. Примеров этому не счесть.

Поэтому, только у таких, у подготовленных людей, с развитым чувством чести в критический момент может возникнуть мужество идеи — одно из самых героических проявлений человеческого духа.

Когда нет надежды на спасение, уже никто, кроме тебя, не успеет прийти на помощь, тогда и появляется мужество идеи: исчезает чувство самосохранения и страх перед смертью, человек загорается одним желанием — успеть спасти, сделать как можно больше, прежде чем наступит развязка.

Таких примеров огромное множество, и далеко не только на полях сражений.

В этой работе мы, ни в коем случае, не умоляя важности и значение мужественных поступков совершенных раннее и совершаемых в настоящее время людьми героических профессий и бойцами специальных подразделений, ставим задачу показать и раскрыть подвиги совершаемые, так сказать, в обыденной, повседневной, гражданской жизни.

Есть поговорка, «высокие подвиги шумят и блестят, а гражданские — темны и глухи».

В подтверждение ее уместно вспомнить слова первого космонавта планеты Земля, Юрия Алексеевича Гагарина о героизме, сказанные им в июне 1967 года в Комсомольске-на-Амуре: «Время от времени приходится и теперь еще сталкиваться с так называемой теорией дегероизации, с тем, что вроде бы миновали времена героики трудовых будней. Очевидно люди, которые рассуждают так, неправильно понимают, что такое героизм. Они считают, что героизм — это какой то порыв, момент, когда человек выкладывает все свои силы. По моему, героизм — совершенно другое. Это повседневный героический труд, когда человек и не думает, что совершает подвиг».

Хорошая оценка беззаветного и доблестного трудового героизма. Герой не думает, что в данный момент он совершает подвиг — он просто не может поступать иначе, он просто так воспитан, он просто честно работает.

Вот еще пример, из уже далекого 1918 года, из письма В.И. Ленина «... товарищи из Сарапульского уезда Вятской губернии привезли Москве и Питеру по 40 000 пудов хлеба. Это такой замечательный подвиг, который вполне заслуживает совсем особого приветствия...»

Поступок того времени, крайне благородный и бескорыстный. Привезти хлеб в то время в Москву и Петроград не представлялось возможным. Не было паровозов и вагонов, топлива тоже не было. Народ гиб от голода. Крестьяне из Сарапула 10 суток везли хлеб не на продажу, а как дар, как безвозмездную помощь.

Современные олигархи и их подручные «эффективные менеджеры», вряд ли поймут нравственную глубину этого поступка.

Летчик — космонавт СССР Г.Т. Береговой утверждал : «Героические поступки совершают не случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становиться самым трудным испытанием».

Как здесь не вспомнить мужество параолимпийцев России и других стран мира. Люди с ограниченными физическими возможностями, но сильные духом, ежедневным многолетним трудом, изнуряющими тренировками добились высоких спортивных результатов, преподали живой урок героизма и показали пример для подражания, тем, кто сегодня находится сложном положении.

Главное твердо усвоить девиз : «Подвигу не завидуют — ему подражают».

И еще. Совершаемые самоотверженные и героические поступки обязательно должны быть достойно отмечены. Награды за выполненный долг, за преданность идее, за долголетний и доблестный труд, являются заслуженным итогом, подтверждающим, что воспитание гармонично развитой и духовно сильной личности состоялось.

Из вышесказанного напрашивается вывод о невозможности установить единый критерий ценностей для геройства в повседневности. Один проявил ценную инициативу, другой — безумную смелость, третий — хладнокровие, четвертый — предусмотрительность и в результате любого из этих действий или поступков были спасены десятки, сотни, может быть, тысячи жизней. Героизм или вернее способность к совершению геройского поступка, воспитывается с малых лет, на примерах из геройской эпохи жизни народа, на героических и исторических образах, от былинных сказаний до победы в Великой Отечественной Войне, побед в освоении космоса и целины.

В этой связи, уместно рекомендовать для повышения качества патриотического воспитания молодого поколения Республики, проведения в школах диспутов на темы: «Подвиг глазами школьника», «Яркие примеры народных подвигов из истории Российского государства», «Всегда ли есть в жизни место подвигу?» и т. д.

В помещениях школ, на тематических стендах, выделить место, где бы школьники могли помещать материалы на тему: «Благородный и бескорыстный поступок и его место в моей жизни».

Надо помнить школьное воспитание, это в значительной степени забота о нравственности ребенка. Сформировавшаяся, к совершеннолетнему возрасту, она будет регулировать и в дальнейшем поведение и сознание уже взрослого человека во всех сферах его жизни — в труде, в быту, в поступках, в семейных и личных отношениях.

Александр Жуков,
член общественного движения «Свободный Донбасс».