
Не так давно, социальные сети всколыхнуло заявление уже довольно подзабытого донбасского политического деятеля «первой волны» — бывшего Главы ЛНР Валерия Болотова о том, что ему поступило коллективное предложение от неких депутатов возглавить структуру под названием Парламент Новороссии. А между тем 21 августа исполнилось ровно два года со дня последнего пленарного заседания этого, возникшего на революционной волне Русской весны представительного и законодательного органа власти, основная задача которого заключалась в объединении в единый государственный организм стихийно зародившихся Народных Республик Донбасса. Думается, это хороший повод вспомнить данный эпизод недавнего государственного строительства, безотносительно оценки реальной возможности возобновления деятельности парламента, работа которого замерла ещё летом 2014 г.
Рождение «новороссийской идеологии»
Но прежде чем говорить о Парламенте Новороссии, нам необходим краткий экскурс в историю появления новейшей «новороссийской идеологии». Информация о том, что территория большинства юго-восточных областей Украины входила в обширный историко-культурный регион Российской империи под названием Новороссия, конечно же, была известна историкам и общественникам и до явившегося катализатором русской ирреденты февральского государственного переворота в Киеве. Однако же круг «посвящённых» был довольно узок, и они не составляли какого-либо цельного и серьёзного течения общественно-политической мысли даже среди тех граждан Украины, которые были ориентированы на сохранение исторического единства с Россией. В ходе национально-освободительной борьбы, развернувшейся с началом Русской весны в бывших юго-восточных регионах страны, концепт «Новороссия» в кратчайшие сроки получил новое осмысление и мощнейшую актуализацию. К примеру, публичные призывы к воссозданию Новороссии в Донецке прозвучали уже на начальном этапе Донбасского восстания (1 марта 2014 г.). Буквально за два-три насыщенных бурными событиями месяца идея Новороссии прошла путь от некой умозрительной исторической реконструкции до реальной основы для государственного строительства на территории восставшего Донбасса.
Целостное содержание, упорядоченную структуру и системный характер распространения новая идеология приобрела после 22 мая 2014 г., когда в Донецке по инициативе Павла Губарева и его соратников из политического крыла «Народного ополчения Донбасса» состоялся учредительный съезд общественно-политического движения «Партия Новороссия», собравший порядка тысячи делегатов из ДНР, ЛНР и юго-восточных регионов. Программной целью движения было определено создание независимого федеративного государства Новороссия на базе русских земель бывшего Юго-Востока Украины. Основой государственного устройства Новороссии мыслились принципы народовластия и социальной справедливости. Данным съездом также была утверждена общепринятая к настоящему времени символика Новороссии, в том числе — прямоугольное алое знамя с диагональными синими полосами Андреевского креста. Следует отметить, что актив ОПД «Партия Новороссия» внёс значительный вклад в дело распространения и популяризации идеи создания государства Новороссия и связанной с ним символики как в Донбассе, так и на территории оккупированного хунтой Юго-Востока. В частности, благодаря этой работе знамя Новороссии и шеврон с его изображением широко распространились среди бойцов ополчения ДНР и ЛНР, у которых данная идеология получила массовую поддержку летом 2014 г.
Съезд народных представителей, декларация, Народный фронт
Первый практический шаг к созданию Парламента Новороссии как органа государственной власти, был также приурочен к крупной политической акции — прошедшему в Донецке 24 мая 2014 г. съезду народных представителей Юго-Востока, который, по информации организаторов, собрал 145 делегатов из 6 юго-восточных областей, а так- же ДНР и ЛНР. Сопоставив даты, нетрудно догадаться, что данный съезд планировался как некий сигнал режиму киевских путчистов, поскольку проходил накануне объявленных ими нелегитимных внеочередных выборов президента Украины (25 мая). Делегаты съезда приняли решение о создании общественно-политического объединения «Народный фронт», главными целями которого были заявлены: противодействие национализму, защита мирного населения и борьба за соблюдение прав чело- века. Одна из приоритетных задач данного объединения была обозначена как ни много ни мало «переучреждение» Украины. Однако в связи с тем, что желаемые образы будущего у народных представителей различались — от федерализации до полного самоопределения бывших областей — на съезде возникли острые публичные дискуссии, и к единому мнению на этот счёт прийти не удалось.
После окончания мероприятия между представителями Донецкой и Луганской Народных Республик была подписана Совместная декларация о создании Союза Народных Республик (СНР). Также был сформирован управляющий орган данного объединения — Совет Союза Народных Республик, который до формирования Парламента и Правительства СНР должен был осуществлять как законодательную, так и исполнительную власть. В Совет вошли по 3 представителя от каждой Республики. От ДНР это были — Александр Бородай, Денис Пушилин и Павел Губарев, от ЛНР — Валерий Болотов, Алексей Карякин и Олег Царёв.
Таким образом, эти политические действия: съезд народных представителей и подписание декларации о создании СНР, имели в перспективе общую цель — дальнейшую общественную и политическую борьбу за юго-восточные регионы и переформатирование государственного устройства на территории, уничтоженной февральским переворотом на Украине.
Конституционный акт
24 июня 2014 г. в Донецке Верховный Совет ДНР своими постановлениями утвердил Конституционный акт о создании Союза Народных Республик и список депутатов, делегированных ДНР в создаваемый Парламент СНР. Нужно сказать, что принятие этих документов не прошло гладко. Докладчиком на пленарном заседании ВС ДНР был на тот момент лидер движения «Юго-Восток» Олег Царёв. Его участие в организации майского съезда народных представителей и подписании Совместной декларации о создании СНР, а также тот факт, что экс-депутат Верховной Рады вошёл в состав управляющего органа — Совета СНР, не являясь жителем Донецка или Луганска, указывали на существование закрытых предварительных договорённостей между руководством ДНР и ЛНР, в соответствии с которыми Царёву предстояло сыграть заметную роль в строительстве государственных органов создаваемого Союза. И хотя к концу весны по всем показателям казалось, что Царёв, в отличие от большинства своих однопартийцев, принял сторону восставшего народа Юго-Востока, однако в глазах преобладающей части депутатов ВС ДНР, которые являлись представителями революционного актива начального этапа Русской весны в Донбассе, репутация Олега Царёва как политика была неоднозначна. Во-первых, он, как житель Днепропетровска, был территориально чужим для дончан; во-вторых, не могла быть быстро забыта прошлая политическая принадлежность и видная роль в рамках бесславно закончившей свою историю Партии регионов; в-третьих, Царёву припоминали пусть и непродолжительное, но участие в нелегитимных внеочередных выборах президента Украины в качестве одного из кандидатов. Также существовало мнение, что днепропетровский политик может являться представителем интересов крупного капитала. Поэтому в бурных дебатах по поводу Конституционного акта личностный фактор докладчика играл отнюдь не консолидирующую роль. Второй момент, который вызывал возмущение депутатов, — это закрытое кулуарное согласование списка делегатов в Парламент СНР между Олегом Царёвым и тогдашним премьером ДНР Александром Бородаем. Всего Парламент СНР должен был состоять из 60 депутатов. По 30 человек от каждой республики. В соответствии с Конституционным актом треть его состава формировалась из равного числа представителей от законодательного органа каждого государства- участника, две трети — из равного числа представителей трудовых коллективов предприятий, учреждений и других организаций. Такая норма представительства, в частности, позволила О. Царёву ввести в состав Парламента часть своего актива из движения «Юго-Восток».
И список делегатов, и Конституционный акт, которые были вынесены на голосование Верховного Совета ДНР, изначально презентовались как окончательные, как такие, в которые невозможно вносить изменения. Всё это вызывало острые дискуссии и недовольство депутатского корпуса ВС ДНР. На утреннем пленарном заседании ни акт, ни список не были проголосованы. После продолжительного перерыва, вечером того же дня, заседание по этим вопросам было продолжено. К О. Царёву присоединился А. Бородай. Совместными усилиями они убедили депутатов ВС ДНР принять Конституционный акт без изменений, чтобы не затягивать процесс создания органов власти Союза Народных Республик, ведь на следующий день точно такую же редакцию акта должен был утвердить Верховный Совет ЛНР. Что же касается списка делегируемых ДНР депутатов, то здесь депутатской группе ВС ДНР «Новороссия» удалось добиться внесения корректировок и включения в документ фамилий 3 своих представителей. Среди делегатов также можно было выделить группу лиц от исполнительной власти, прошедшую по квоте премьер-министра А. Бородая, представителей связанного с О. Царевым движения «Юго-Восток», несколько активистов СВД «Беркут».
25 июня 2014 г. Верховный Совет Луганской Народной Республики также проголосовал за Конституционный акт об образовании Союза Народных Республик. Текст документа здесь тоже представлял О. Царёв. Луганская половина состава вновь создаваемого Парламента была сформирована согласно принятому ВС ЛНР постановлению «О депутатах Парламента СНР».
Первая сессия: создание СНР
В четверг 26 июня 2014 г. в Донецке в Доме Правительства и Народного Совета ДНР в торжественной обстановке, в присутствии спикера ВС ЛНР А. Карякина и заместителя председателя ВС ДНР В. Маковича состоялось пленарное заседание первой сессии Парламента Союза Народных Республик. Для участия в этом мероприятии в Донецк специально прибыла делегация из ЛНР. Всего в заседании участвовало 49депутатов. Сначала парламентарии приняли присягу депутата, избрали руководство и приступили к голосованию по законопроектам. В первую очередь был проголосован Закон «О принятии Конституционного акта о создании Союза Народных Республик и введение его в действие». Также был утверждён Временный Регламент Парламента СНР. Председателем Парламента в соответствии с Конституционным актом сроком на один год уже без какой-либо интриги был избран Олег Царёв, который выдвигался по квоте ЛНР. Первым заместителем Председателя по квоте ДНР стал Александр Кофман, сподвижник О. Царёва по движению «Юго-Восток», который успел в ходе Русской весны оперативно сменить несколько общественно-политических брендов. Заместителем Председателя Парламента избрали представителя ЛНР Геннадия Цыпкалова, соратника В. Болотова.
Собственно говоря, с перового дня работы Парламента СНР и принятия в нём представителями ДНР и ЛНР Конституционного акта о создании Союза Народных Республик (в первоначальной редакции — 5 глав, 20 статей) можно говорить о начале существования де-юре, выражаясь языком акта, этого нового «демократического конфедеративного правового государства». Это объединение Республик Донбасса должно было решить следующий круг вопросов: создание единого экономического пространства; обеспечение единой финансовой, налоговой и ценовой политики; формирование общего бюджета; проведение согласованной внешней политики; обеспечение обороноспособности и госбезопасности; охрана внешней границы; формирование общих органов государственной власти. Для этого государства-участники добровольно передавали СНР часть своих полномочий. В Конституционном акте подчёркивалось, что Союз «открыт для принятия других государств», при этом «государства-участники… сохраняют свой суверенитет, территориальную целостность, государственное устройство, конституцию и государственные символы». Тем самым возникший в Донбассе Союз Народных Республик, объединяя ДНР и ЛНР, ещё и подавал наглядный пример для других областей Юго-Востока бывшей Украины. В этом ракурсе становится понятной логика избрания спикером Парламента СНР жителя Днепропетровской области, который публично выражал надежды на последующее присоединение к Союзу других юго-восточных областей. Такая модель могла стать реальностью в случае успешных народных восстаний на Юго-Востоке и провозглашения там новых республик. Кроме уроженцев Днепропетровска, в состав депутатов Парламента СНР вошли представители Запорожья и Херсона.
В Луганске: урезание полномочий конфедерации
14 июля 2014 г. в Луганске, в здании городского совета, состоялось второе пленарное заседание Парламента СНР. На этот раз в столицу ЛНР приехала уже делегация дончан в количестве 23 человек. С трассы на въезде в Луганск слева и справа от города были видны клубы чёрного дыма, вокруг шли бои. Весь день в центре столицы Луганской Республики хорошо было слышно работу тяжёлой артиллерии. В то время территория самого Донецка начинала погружаться в систематические боевые действия, но такого их накала ещё не испытывала.
На заседании были рассмотрены и приняты в ходе голосования законы СНР «О Парламенте» и «О статусе депутата Парламента Союза Народных Республик». Стоит отметить, что срок полномочий Парламента СНР первого созыва определялся так: «до проведения демократических выборов в Парламент СНР». Согласно принятому законодательству, большинство депутатов осуществляли свои полномочия на непостоянной основе, то есть без отрыва от своей основной деятельности, на профессиональной постоянной основе работали Председатель Парламента и его заместители.
Также на этом заседании были приняты «Обращение Парламента СНР к народу России» и «Заявление Парламента СНР об объявлении границ СНР государственными граница ми». Все эти вопросы не вызывали противоречий и голосовались практически единогласно. Однако когда очередь дошла до закона «О внесении изменений в Конституционный акт о создании Союза Народных Республик», неожиданно возник спорный момент. Первоначально было известно, что изменения в Конституционный акт планируются с целью замены официального названия конфедерации ДНР и ЛНР. «Союз Народных Республик» уступал место полюбившемуся народу, более историчному и звучному имени — «Новороссия».
Что примечательно — Валерий Болотов входил в этот Совет, как один из представителей ЛНР, ещё с мая 2014 г. В июле же он фактически стал основным инициатором ликвидации этого управляющего органа и в целом максимального ослабления ещё толком не состоявшейся конфедерации. А ровно два года спустя, давно лишившийся государственных постов в ЛНР, Болотов уже заявляет о своём желании возглавить законодательный орган кон-федеративного государства, к которому не имеет никакого отношения и работу которого лично стопорил, находясь при власти. Не иначе как ирония судьбы.
Первоначально планировалось, что пленарные заседания высшего законодательного органа конфедерации ДНР и ЛНР будут проходить один раз в две недели, поочерёдно в каждой из столиц Республик, однако резкое обострение ситуации на Донбассе, вызванное наступлением вооружённых формирований киевской хунты и активные боевые действия, внесли свои коррективы. Запланированное на 28 июля пленарное заседание в Донецке не состоялось. После этого ещё дважды (4 и 11 августа) пленарные заседания Парламента Новороссии отменялись из-за невозможности собрать депутатский корпус обеих Республик на совместное заседание. Из повесток дня несостоявшихся пленарных заседаний Парламента можно узнать о том, какие проекты законов Новороссии планировались на них к рассмотрению: «О языках», «О гражданстве», «О военном положении», «О Народном Ополчении и Народной Дружине Новороссии», «О государственных символах». Ни один из них в последующем так и не будет принят.
Интрига конкурса на лучший флаг Новороссии
Нужно особо выделить такое идеологическое начинание, как проходивший в течение июля по инициативе и под патронатом спикера Парламента Новороссии, конкурс на лучший герб, гимн, флаг Союза Народных Республик, а также учебник по истории Новороссии. По официальной трактовке данный конкурс был направлен на привлечение внимания общественности к вопросам истории Новороссии и формированию единой символики СНР. Автору неизвестны окончательные итоги конкурса в части определения лучшего герба, гимна, а также учебника по истории. А вот на номинации «Флаг Союза Народных Республик Новороссия» следует остановиться поподробнее.
На конкурс было прислано более двадцати вариантов флага Новороссии, причём практически половина из них являлись вариациями на тему красного полотнища с наложенным на него синим Андреевским крестом. Что было неудивительно, поскольку к лету 2014 г. этот флаг, соединивший в себе красное знамя Великой Победы и флаг русского военно-морского флота, являлся наиболее популярным символом идеи создания социально ориентированного государства Новороссия. Он одинаково импонировал участникам ополчения как «красных», так и «белых» идеологических взглядов. Однако предпочтения спикера Парламента Новороссии и, соответственно, ориентированной на его мнение Конкурсной комиссии оказались на стороне другого, совершенно неизвестного никому варианта.
В Донецке в ходе подведения итогов конкурса на лучший флаг СНР 13 августа 2014 г. комиссия после голосования по большинству голосов (решение было не единогласным), признала победителем полотнище с тремя горизонтальными полосами равной ширины: белой сверху, жёлтой (золотой) в середине и чёрной снизу. Цвета флага соответствовали цветам российского герба: чёрный цвет — от двуглавого орла, жёлтый — от золотого поля герба, а белый — цвет Св. Георгия. Поэтому данный флаг назывался также «гербовый». Вот что говорилось о его появлении в приведённой Конкурсной комиссией исторической справке: «В 1883 г. Император Александр III поменял чередование цветов чёрно-жёлто-белого флага: флаг стал бело-жёлто-чёрным. Причиною тому было совпадение введённого в 1858 г. флага с флагом Ганновера. На картинах и фотографиях того времени видно, что с определённого момента чёрно-жёлто-белый флаг действительно был заменён бело-жёлто-чёрным. Фотографии и кинохроника показывают, что именно бело-жёлто-чёрный флаг использовался для украшения зданий во время коронации Николая II, этот флаг также виден в кинохронике времён Первой мировой войны…» Факт, прямо скажем, малоизвестный, но так или иначе государственным флагом Новороссии предлагалось утвердить перевёрнутую «имперку». В обоснование этого выдвигались следующие аргументы: исторические, культурные и духовные связи современной Новороссии с Государством Российским и его государственными символами; из трёх официальных государственных флагов, существовавших на протяжении всей истории России: бело-жёлто-чёрного, бело-сине- красного и красного с серпом и молотом, — первый предпочтительнее, поскольку красный флаг ассоциируется с конкретным идеологическим периодом истории, а бело-сине-красный ныне является государственным флагом РФ; бело-жёлто-чёрный флаг стал считаться «династическим» флагом Романовых после принятия в качестве государственного флага бело-сине-красного полотнища, что лишний раз связывает бело-жёлто-чёрный флаг именно с Новороссией, так как присоединение новороссийских земель, создание городов, учреждение и развитие Новороссийской губернии происходило именно в эпоху династии Романовых.
Применительно к Союзу ДНР и ЛНР была запущена новая символическая трактовка цветов предложенного триколора: чёрный цвет — шахты Донбасса, жёлтый — золотые поля Луганщины, белый — чистота идей и помыслов.
По прошествии двух лет очевидно, что, несмотря на все вышеперечисленные доводы в пользу бело-жёлто-чёрного флага и попытки его популяризации, этот флаг как был, так и остался символом крайне малоизвестным и слабо соотносящимся с современным понятием «Новороссия». А значит, навязывание перевернутой «имперки» в качестве государственного флага Новороссии было действием явно искусственным и носившим политический подтекст. Рискнём предположить, что причина такого неоднозначного выбора заключалась в том, что алый стяг с Андреевским крестом к июлю 2014 г. слишком плотно ассоциировался с деятельностью общественно-политического движения «Партия Новороссия» и его лидером Павлом Губаревым, которые в то время наиболее системно и результативно продвигали «новороссийскую идеологию». Это не могло не восприниматься Олегом Царёвым и связанными с ним группами, как потенциальная политическая угроза.
Поскольку совершенно игнорировать народную популярность флага с Андреевским крестом было невозможно, то Конкурсная комиссия предложила принять его в качестве боевого знамени.
Последнее заседание
21 августа 2014 г. в Донецке после длительного перерыва прошло третье, и как потом оказалось, последнее, пленарное заседание Парламента Новороссии.
На пленарном заседании законодательным путём были внесены очередные изменения во Временный Регламент Парламента Новороссии. Также были приняты постановления «О закреплении депутатов Парламента Новороссии за административными округами», «Об утверждении Положения об Аппарате Парламента Новороссии», «О специальных представителях Новороссии» и два к тому моменту уже устаревших по содержанию обращения Парламента (первое — к Парламентам Европейских стран, Малайзии, Австралии и США (по поводу июльской провокации киевского режима с малазийским боингом), второе — к народу Украины (с призывом к сопротивлению нацистской хунте)).
Общественный совет, гуманитарная деятельность, объединённые ВСН
В конце августа при Парламенте Новороссии был создан общественный совет, целями которого были заявлены изучение общественного мнения о работе Парламента и оказание ему содействия путём привлечения общественных организаций к решению социально значимых задач. Одна из задач, прописанных в положении о совете, выглядела особенно амбициозно: «Оказание помощи в проведении референдумов о присоединении к Новороссии исторически сложившихся регионов бывшей Российской Империи (Слобожанщины, Малороссии)». По известным причинам данное начинание не получило развития, фактически общественный совет собирался лишь считанное количество раз в августе-сентябре. В Донецке в него вошли представители около полутора десятков существовавших в тот период неформальных общественных объединений и организаций самого разного толка, от землячеств до православных братств. В основном на проходивших порой весьма шумно заседаниях обсуждались актуальные в то время вопросы оказания гуманитарной помощи населению.
Следует отметить, что со второй половины августа значительно расширились масштабы гуманитарной деятельности, проходившей под эгидой Парламента Новороссии. В неё активно вовлекались представители депутатского корпуса, что привело к заметной активизации работы общественных приёмных. Помощь, как и во многих других случаях, шла от неравнодушных граждан и организаций Российской Федерации. Пик гуманитарной деятельности Парламента Новороссии пришёлся на сентябрь-октябрь 2014 г., затем её масштабы уменьшились, однако отдельные гуманитарные акции с привлечением депутатов организовывались Аппаратом Парламента вплоть до февраля 2015 г.
Последним громким политическим почином, связанным с Парламентом Новороссии (причём шедшим снизу — от депутатского корпуса) стало обращение инициативной группы депутатов к спикеру Парламента О. Царёву по вопросу создания Объединённых Вооруженных Сил Новороссии. Данное обращение родилось в Донецке 15 сентября 2014 г. в рамках заседания общественного совета при Парламенте Новороссии после яркого и эмоционального выступления парламентария, представлявшего одно из формирований ополчения ДНР. Обрисовав удручающую картину, вызванную, по его словам, эскалацией агрессии украинской военщины, недостаточной координацией действий вооружённых сил ЛНР и ДНР и отсутствием централизованного материально-технического обеспечения, депутат предложил выход в виде подписания текста заранее подготовленного обращения. Суть его сводилась к тому, что инициативная группа просила Председателя Парламента Новороссии незамедлительно принять решение о создании Объединённого командования и Объединённых Вооружённых Сил Новороссии. Поддавшись запалу оратора и порыву патриотических чувств с романтическим окрасом, данную инициативу поддержали своими подписями около десяти депутатов Парламента Новороссии от ДНР; приближённые к руководству Парламента прагматики воздержались. Уже на следующий день спикер О. Царёв отреагировал публичным заявлением, дистанцируясь от данной инициативы: «Требование части депутатов Парламента немедленно ввести единоначалие в вооружённых силах Новороссии неверно и в части сроков, и в части адресата. Такого рода вопросы должны решаться только после согласования с руководством входящих в конфедерацию республик и на основе консенсуса. Мы в Новороссии не должны принимать те или иные решения вопреки мнению своих соратников и коллег. Кроме того, подобные вопросы должны решаться с учётом мнения профессионалов и полномочий…»
Вскоре выяснилось, что первоначальное авторство идеи о создании Объединённого командования и Объединённых Вооружённых Сил Новороссии было туманным. Данная инициатива не была согласована с обладавшим реальной властью руководством Республик и, естественно, не была им поддержана. Поднимавшие эту идею на щит командиры отдельных формирований ополчения не имели ресурсов для её реализации. В итоге, вся затея с самого начала была обречена выродиться в скоротечную политическую авантюру, не имевшую положительных последствий, что и произошло на практике.
Неопределённость, противоречивость, «заморозка»
Неопределённость в отношении дальнейшей судьбы Парламента Новороссии тянулась до весны 2015 г., когда из уст его первых руководителей публично прозвучали довольно противоречивые заявления. Первым «отличился» глава МИД ДНР и то ли действующий, то ли бывший первый заместитель Председателя Парламента Новороссии А. Кофман. В своём интервью от 14 мая 2015 г., сославшись на преждевременность народного взрыва на Юго-Востоке Украины Русской весной 2014 г. (везде, кроме Донбасса) и уничтожение лидеров сопротивления в потенциальных республиках, он заявил о том, что «проект „Новороссия“ закрыт на какое-то время». По Кофману, получалось, что нужно подождать до тех пор, «пока во всех этих регионах вырастет новая политическая элита». Тот факт, что под властью хунты она будет взращиваться отнюдь не на идеалах Русского мира, как-то упускался из виду.
19 мая добавил «ясности» относительно будущего Парламента Новороссии его Председатель Олег Царёв: «Проект не закрывается, он заморожен. А причина в том, что минские соглашения не предусматривают создание Новороссии, объединения двух республик. Парламент не распущен, депутаты остаются на своих местах, но Парламент не собирается и не принимает законов, не формируются исполнительные органы Новороссии…» Наверное, когда-нибудь специалисты по истории государства и права смогут по-научному истолковать, что представляет собой такая оригинальная форма существования высшего законодательного органа власти, как «заморозка», а до тех пор придётся просто недоумевать.
Парламент Новороссии сегодня
Но довольно истории, что можно сказать о современном состоянии Парламента Новороссии?
Автор отдаёт себе отчёт, что в нынешний бурный переходный период бывает всякое, но вместе с тем возможность «реанимации» существовавшего некогда органа законодательной власти, который уже более двух лет не собирался на пленарные заседания, видится маловероятной. Кстати, в соответствии с Конституционным актом о создании СНР, избираемые сроком на один год руководители Парламента уже должны были быть дважды переизбраны. Поэтому Парламент Новороссии в настоящий момент представляется органом, фактически прекратившим свою деятельность. Но это не мешает нам извлечь уроки из истории его кратковременного существования.
Оценивая результаты деятельности Парламента Новороссии, следует в первую очередь обратить внимание на тот факт, что период его работы собственно как законодательного органа государственной власти конфедерации ДНР и ЛНР был очень недолог — около двух месяцев (26 июня — 21 августа) и включал в себя всего три пленарных заседания. За такое короткое время было сложно наладить системную парламентскую работу, подготовить и принять пакет наиболее важных законов и, соответственно, в полной мере раскрыть заложенный в него потенциал. Пожалуй, сам факт создания Парламента СНР и проведенная в июне 2014 г. этим органом, а также Верховными Советами ДНР и ЛНР на законодательном уровне легитимизация конфедеративного Союза Народных Республик имеет большее историческое значение (в том числе как интеграционная модель и этап государственного строительства в Донбассе), чем вся последующая его деятельность. Поэтому наиболее важным из парламентских решений автор считает принятие «Конституционного акта о создании Новороссии — Союза Народных Республик», вторым по значимости из идеологических соображений можно поставить закон «О Воинском знамени Вооружённых Сил Новороссии». Остальные законы касались внутренних вопросов работы Парламента и депутатского корпуса и отражали незавершённость процесса становления и организационного строительства этого органа власти конфедеративного государства.
Что помешало состояться Союзу Народных Республик?
Что помешало дальнейшей работе Парламента Новороссии и развитию Союза Народных Республик?
Процесс становления конфедерации ДНР и ЛНР оказался под влиянием комплекса неблагоприятных внешних и внутренних факторов, которые стали для него непреодолимой преградой. Репрессивная политика и карательные акции киевского режима, жестокое подавление всякого инакомыслия и попыток гражданского сопротивления на территории юго-восточных регионов бывшей Украины не позволили естественным путём состояться новым субъектам, которые можно было бы включить в Союз Народных Республик. В то же время реалии боевой обстановки лета 2014 г., простое соотношение сил указывали на то, что не следует рассчитывать на скорое освобождение оккупированных войсками хунты территорий исторической Новороссии военным путём. Под давлением этих внешних для себя обстоятельств конфедеративный Союз лишался одного из основных смыслов своего существования — перспективы расширения в рамках концепции создания «большой Новороссии». Это тут же отражалось на прочности позиций О. Царёва, как Председателя Парламента СНР, ведь если нет включения новых субъектов, то резонно возникал вопрос, почему конфедерацией Донбасских Республик руководит человек, не имеющий отношения к местным элитам Донецка и Луганска? О. Царёву при всём желании было бы трудно добиться их консолидации.
Одной из основных внутренних помех в деле госстроительства СНР являлось то обстоятельство, что достаточно влиятельная часть зарождающегося политического класса Республик, опасаясь ограничения своей власти в будущем, оказалась не заинтересованной в жизнеспособной надгосударственности ДНР и ЛНР. Поэтому конфедеративный Союз и его органы воспринимались ими как потенциальная угроза собственным интересам, и уже в июле 2014 г. в Луганске представители местной политической элиты добились значительного ограничения полномочий конфедерации. Возможно по той же причине не состоялось делегирование представителей вновь избранных Народных Советов Республик в Парламент Новороссии после выборов 2 ноября 2014 г.
Заключение
Так в чём всё-таки заключалось значение существования Новороссии — Союза Народных Республик?
Если смотреть локально — это первая попытка интеграции ДНР и ЛНР на государственном уровне. Как видится сегодня, может быть попытка, и не самая удачная, в чём-то преждевременная, не учитывавшая всех внешних военно-политических и внутриполитических обстоятельств. Однако возможно ли было их учесть в тот период?
Да, де-факто конфедеративное государство не успело состояться, однако де-юре ни ДНР, ни ЛНР не денонсировали Конституционный акт о его создании. Примечательно, что по отношению к свободному от киевской хунты Донбассу в политический обиход прочно вошёл термин «Малая Новороссия».
Объединение ДНР и ЛНР в том или ином формате выглядит исторически неизбежным. Интеграционные процессы на их территории продолжаются. Возможно, медленнее чем нам бы того хотелось, но тем не менее — между Народными Советами Республик подписан договор о сотрудничестве, интенсифицируется межпарламентский обмен, имеется положительный опыт принятия общих законодательных актов.
Возможно, будет уместным использовать опыт постепенного развития Союзного государства — надгосударственности России и Белоруссии, а может, и более динамичные модели.
Канула ли в Лету идея создания государства на пространствах «большой Новороссии», моделью для которого выступал Союз Народных Республик? Нет, переформатирование территории постукраины неминуемо. По своей логике оно приведёт к появлению ориентированного на ценности русской цивилизации государственного образования, на основе тех областей, которые расположены на территории исторической Новороссии.
Автор: Мирослав РУДЕНКО
Источник: Журнал Изборского клуба Новороссии "Новая Земля"