Семья и школа как определяющие факторы в воспитании нравственного человека и определении жизнеспособности общества

Изображение-тизер
Семья и школа как определяющие факторы в воспитании нравственного человека и определении жизнеспособности общества

Семья и школа выступают первыми бастионами в великом и благородном деле — образовании подрастающего поколения.

Можно слышать такое разграничение задач: семье принадлежит воспитание, школе — обучение. Такое мнение крайне ошибочно. Образование составляется из воспитания и обучения и составные этого процесса трудно разграничить на практике. Ведь мы столько же обучаем, воспитывая в школе, сколько воспитываем, обучая в семье.

Школьник впоследствии затрудняется ответить,  где его больше учили, а где больше воспитывали.

Сторонники же стоящие на позиции твердого разграничения функций, полагаем наверняка знают и ответ на извечный вопрос: «Что первично - яйцо или курица»?

Школа ставит перед собой много задач: и учебные, и воспитательные, и просветительские. Здесь дети начинают приобретать опыт и знания, которые в будущем в большей части оказываются достаточными для взаимодействия с окружающим миром.

Главное преподаватели, должны знать и понимать, кого им надо выучить и воспитать. Если учителю не ясна задача и он не знает, что делает такой же наставник в другой школе, куда ведет он свой класс, — ничего цельного в итоге по всей вероятности не выйдет.

В этой связи, государственное учреждение, отвечающее за образование, обязано обеспечить школьные заведения единой учебно-воспитательной программой. Главная задача воспитательной части программы, укрепить ребенка физически, привить неприятие ко всему противному чести и добру, дать надлежащие практические навыки, вкоренить в душе ребенка любовь к Родине.

Тогда идея школы будет слагаться из известной цели: сделать каждого ученика, по возможности, точным слепком этого программного образа. В противном случае учебный процесс на государственном уровне будет лишен смысла.

Однако надо помнить одно обстоятельство: в школе дети только учатся и воспитываются. Они приходят уже готовыми, хотя еще не зрелыми маленькими живыми будущностями. То, откуда они приходят и куда уходят, называется семьей. Семья — первый постоянный коллектив в жизни маленького человека. Семейная жизнь многогранна. Не бывает семьи без трудностей, без проблем. В этой связи особенно важно, чтобы на этой начальной стадии жизни у ребенка было ощущение уверенности и надежности. Дети очень чувствительны к взаимоотношениям с взрослыми: не любят нравоучений, тяжело переживают грубость старших, болезненно воспринимают недоверие и обман, нечестность и неискренность родителей.

Знаменитый педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует детей». Напротив, там где мудрость имеет место быть, семья для ребенка будет являться не только средой обитания, но и полноценной образовательной средой.

В такой семье ребенок учится уважать старших, оказывает им посильную помощь, у него формируется чувство долга и взаимопомощи. Здесь он начинает свое обучение и получает бесценный жизненный пример во всем: в манере поведения, стиле, способах общения.  Поэтому важно в какой семье воспитывался ребенок: в благополучной или нет, полной или неполной. Родителям необходимо всегда помнить слова А.С. Макаренко: «Ваше собственное поведение — для ребенка самая решающая вещь». Воспитательный процесс в семье не останавливается ни на секунду.

Безусловно, существует если не прямая, то, достаточно очевидная зависимость успешности семейного воспитания и обучения от общего благополучия в семье. Трудно получить положительный результат, если родители многие месяцы, а то и годы находятся вне семьи, в поисках средств к существованию, оставив детей на попечение бабушек и дедушек.

Сложная социально-экономическая обстановка в Донецкой Народной Республике (война, экономическая, финансовая блокады) придает особую важность вопросу всесторонней государственной поддержки семьи и школы.

Утверждение единой программы обучения на всей территории ДНР, с определяющей ролью идеологического, физического и трудового воспитания молодой личности, выстроит полноценный и контролируемый образовательно воспитательный процесс в каждой школе, во всех предметно-практических сферах. Это, во-первых!

Во-вторых, восстановление разрушенных и строительство новых производственных мощностей, создаст поступательное, из года в год, увеличение занятости населения внутри Республики. В результате этой работы снизится дефицит в общении детей и родителей, увеличится время совместного досуга, появится возможность помощи в подготовке домашних заданий, ликвидируется недостаток средств на оздоровление детей.

Результатом решения этих вопросов, будет повышение общего благосостояния семьи в Республике. Теснее станет сотрудничество педагогов и родителей. Их более частые контакты положительно скажутся на понимании индивидуальных особенностях школьников.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем обращении Федеральному Собранию в декабре 2016 года отметил: «.... самое важное, что волнует родителей и учителей — это, конечно же, содержание образовательного процесса, насколько он отвечает двум базовым задачам, о которых говорил еще академик Д.С. Лихачев: давать знание и воспитывать нравственного человека. Это главное, что определяет жизнеспособность общества...».

В заключении отмечаем, семья и школа это два социально значимых элемента, которые не могут заменить друг друга, но могут помочь одно другому, если каждый из них будет выполнять свое дело хорошо. Помочь им в этом — прямая обязанность государства.

Жуков А.А., 
активист общественного движения «Свободный Донбасс»