
Относительно необходимости реформирования системы следственных органов и целесообразности создания Следственного комитета Донецкой Народной Республики, свою позицию высказал депутат Народного Совета, Председатель Комитета по уголовному и административному законодательству – Алексей Жигулин.
- Алексей Михайлович, насколько известно, Вами инициирован процесс по созданию нового для правовой системы ДНР органа – Следственного комитета. Можно ли уже сейчас подвести краткие итоги проделанной работы в этом направлении?
А.М.: Идея создания единого органа, на который будет возложена реализации функции по проведению предварительного следствия, впервые озвучена в ходе парламентских слушаний на тему «Концепция уголовной политики ДНР». Одноименным документом предусматривалось и его создание – как одно из ключевых направлений реализации организационно-кадровой политики в сфере уголовного судопроизводства.
Следующим шагом таких институциональных преобразований стала разработка на площадке нашего Комитета законопроекта «О следственном комитете ДНР» и его недавняя регистрация.
- Каковы, по Вашему мнению, основные причины, определяющие необходимость таких организационно-кадровых преобразований?
А.М.: Во-первых, основной задачей законодателя является оптимизация структуры и функций правоохранительных органов, создание таких организационно-правовых основ их деятельности, которые будут способствовать выработке эффективного механизма обеспечения криминологической безопасности общества и государства.
Во-вторых, ключевое значение имеет организация досудебного расследования преступлений на новом, качественно высоком уровне. При этом необходимо учитывать тот факт, что законодательное регулирование деятельности органов предварительного следствия, как и всей уголовно-процессуальной сферы, в современных реалиях характеризуется отсутствием системности и противоречивостью, порождающей правоприменительный кризис.
Создание Следственного комитета является взвешенным, обдуманным и серьезным решением. Четыре года существования такого нового, независимого государства, как Донецкая Народная Республика, показали, что иного пути у нас попросту нет, поскольку эволюционный путь развития собственной правовой системы Республики, начатый в 2014 году, зашел в тупик. Указанные негативные последствия могут быть исправлены путем комплексного реформирования правоохранительной системы и, в первую очередь, органов предварительного следствия.
Немаловажен и тот факт, что реализация идеи создания Следственного комитета станет важным шагом по интеграции национального законодательства ДНР в правовое пространство Российской Федерации. Считаю, что это приоритетное направление развития отечественной правовой системы.
- Хотелось бы немного поговорить о том, как же в настоящее время организовано досудебное следствие в Республике?
А.М.: Дело в том, что по состоянию на сегодняшний день расследование преступлений осуществляется следственными подразделениями органов прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, и доходов и сборов.
Такое положение дел в условиях, с одной стороны, активного государственного строительства, а с другой – длящегося вооруженного конфликта, требует единого подхода к ведению следствия. Целью данного подхода является упразднение негативного влияния многоступенчатости взаимодействия между субъектами правоохранительной деятельности, подотчетности и подконтрольности различным министерствам и ведомствам, сказывающейся на эффективности использования кадровых и материально-технических ресурсов, а также на качестве предварительного расследования.
- То есть, по Вашему мнению, создание Следственного комитета способствует преодолению обозначенных Вами проблем?
А.М.: Конечно. Мы видим свою задачу в следующем: для реформирования правовой системы Республики необходимо создание единой системы следственных органов, представленной Следственным комитетом. Например, в РФ уже много лет успешно действует аналогичная модель организации предварительного следствия.
Полагаю, что именно разделение полномочий между Следственным комитетом, органами прокуратуры и другими ведомствами, в структуре которых сегодня находятся следственные подразделения, положительно скажется на качестве досудебного производства, повысит уровень обеспечения прав и законных интересов его участников.
В свою очередь, обеспечение действенных гарантий процессуальной самостоятельности следователей, необходимо для принятия ими ответственных решений при осуществлении полномочий в сфере уголовного судопроизводства.
- Алексей Михайлович, какую структуру будет иметь данный орган?
А.М.: Согласно нашему законопроекту № 489-Д «О Следственном комитете ДНР» в систему Следственного комитета будут входить его центральный аппарат, главные следственные управления и приравненные к ним специализированные следственные управления и отделы, следственные отделы и следственные отделения по районам, городам и приравненные к ним следственные подразделения.
Таким образом, будет обеспечиваться единая централизованная система следственных органов и учреждений, действующих на основе иерархии подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим.
- Кто будет возглавлять Следственный комитет?
А.М.: Следственный комитет – это единоначальный орган, возглавляемый Председателем, на которого возложена персональная ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом задач. Данное лицо будет как назначаться на должность, так и освобождаться от занимаемой должности Главой ДНР.
- Каковы ожидаемые результаты реформирования организационной структуры досудебного следствия путем создания Следственного комитета?
А.М.: Должен сказать, что на сегодняшний день отечественная правовая система находится в стагнации, за которой неизбежно последует деградация. Поэтому, прежде всего, как я уже неоднократно отмечал, требуется создание независимой и эффективной структуры органов, осуществляющих досудебное следствие.
Кроме того, только путем выработки единой практики правоприменения, а также обеспечения оперативности следствия, мы сможем достигнуть значительной процессуальной эффективности расследования преступлений.
И, наконец, создание Следственного комитета является инновационным и качественным решением, которое позволит провести «перезагрузку» системы.