Стратегическое планирование социально-экономического развития ДОУ

Изображение-тизер
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Карташева И.В.

Помощник-консультант депутата НС ДНР Орлова Е.В.1

 

Период реформирования системы образования, переход на новые стандарты с учетом новых возможностей деятельности дошкольных образовательных учреждений   предусматривает их выход из состояния экономического застоя. Пришло время перехода к самостоятельному ведению административно-хозяйственной деятельности. На данном этапе перед ними стоит проблема грамотного использования бюджетных средств и возможность получения дополнительных доходов.

Одним из условий развития национальной экономики Донецкой Народной Республики  мы выделяем качественное непрерывное образование, формирующее кадровый, научно-технический и инновационный  потенциал, благодаря которому появляется возможность конкурировать с другими государствами на рынке образовательных услуг. На современном этапе система образования переходит на новый этап её развития и подвергается реформированию на всех его уровнях.

Развитие системы дошкольного образования имеет особое значение для снижения социальной напряженности на этапе развития молодой Республики. Первоочередной задачей Министерства образования и науки ДНР является реорганизация и улучшение существующей модели дошкольного образования, ее непрерывное развитие и обеспечение дальнейшего прогресса образовательного сегмента дошкольного образования.

Система дошкольного образования на данный момент переживает кризис. С 1991 по 2001 гг. включительно из-за низкого уровня рождаемости в эти годы, численность детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) сильно сократилась. Сократилось и количество ДОУ, как результат «слепого» делегирования полномочий государства на муниципальный уровень. Государство не препятствовало, а органы местной власти, стремились к экономии бюджетных средств, закрывали дошкольные учреждения. На тот момент финансировались только статьи заработной платы педагогических работников и техперсонала, коммунальные услуги и 50% дотация государства на питание дошкольников. Состояние материально-технической базы детских садов напрямую стало зависеть от спонсоров, которыми зачастую были родители воспитанников. Средний уровень заработной платы жителей города сказывался на возможности родителей дошкольников оказывать помощь учреждению. Экономическая составляющая  развития ДОУ не нуждалась в  планировании на долгосрочный период  из-за отсутствия прямого полноценного финансирования, и многие учреждения полностью отказались на этом этапе от стратегического планирования своей деятельности.

На данном этапе развития современного общества и становления местного самоуправления в ДНР в муниципальных дошкольных учреждениях возникла потребность и появилась возможность перехода от административного к стратегическому планированию.

Стратегическое планирование развития дошкольных учреждений – это процесс долгосрочного планирования, который дает возможность видеть перспективу развития ДОУ, его приоритетные цели, достижение которых возможно посредством грамотного распределения своих ресурсов.

Стратегическое планирование может быть в зависимости от поставленных задач долгосрочное (до 10-15 лет) и среднесрочное (3-5 лет).  В долгосрочных программах важно выделять среднесрочную перспективу.

В условиях социально-экономических преобразований в молодом государстве ДНР стратегическое планирование является наиболее адекватным инструментом, который способен объединить усилия администрации и персонала образовательных учреждений в решении проблем дошкольного образования.

Существует противоречие в области стратегического планирования деятельности образовательных учреждений: имея достаточные теоретические знания о планировании деятельности ДОУ, многие руководители на практике не умеют выстраивать долгосрочные прогнозы, стратегически мыслить и разрабатывать стратегические программы.

Рассмотрим следующие условия для выбора стратегии образовательного учреждения:

- возможности и пути развития спроса на услуги учреждения (социальный заказ);

- возможности объединения системы дошкольного образования с другими образовательными системами (дополнительного образования) и образовательными учреждениями (детская спортивная школа, музыкальная школа, школа искусств и др.);

- возможности образовательной вертикальной интеграции (Министерства образования и науки ДНР, Министерства молодежи, спорта и туризма ДНР, Министерства культуры ДНР, Министерства информации с заказчиками, посредниками и потребителями услуг);

- состояние и перспективы администрации и кадрового потенциала ДОУ.

Исходя из этого, различают маркетинговую, кадровую и структурно-функциональную стратегию развития.

Развитие кадрового потенциала – одна из основных стратегий развития любого образовательного учреждения. Стратегия предполагает: постоянный рост и повышение качества квалификационных знаний, умений и навыков через специализированные курсы повышения квалификации и аттестацию педагогов, постоянное самообразование педагогических кадров и поиск ими новых путей решения образовательных задач, развитие способности внедрять в практику работы инновационные технологии, повышение уровня общей культуры педагогов.

Повышение эффективности организационной структуры управления образовательным учреждением и рациональное распределение должностных обязанностей в коллективе определяют структурно-функциональную стратегию развития.

Маркетинговая стратегия функционирования и развития образовательного учреждения напрямую связана с рынком образовательных услуг, поэтому остановимся на ней более подробно.

Дошкольное образовательное учреждение предоставляет населению Республики (дошкольникам) образовательные услуги. Маркетинг изучает рынок образовательных услуг и их внедрение в образовательное учреждение.

Родители дошкольников согласны вкладывать в развитие своих детей материальные средства: приводят детей в различные центры раннего развития, школы развития, клубы для дошкольников. Платят огромные суммы, оплачивая занятия любимых чад. При этом нарушая режим пребывания дошкольников в образовательном учреждении. Соблюдение режима дня и правильной нагрузки для детей дошкольного возраста является важным компонентом их будущего здоровья. А программы развития данных клубов и центров сомнительны и зачастую идут в разрез с основной образовательной программой «От рождения до школы».

Так не лучше доверить процесс образования дошкольников специалистам, при этом позволяя улучшать материально-техническое развитие дошкольных учреждений?

Статья II п.20 «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении Министерства образования и науки ДНР»  предполагает возможность оказания платных услуг, но только тех, которые не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности.

Для осуществления маркетинговой деятельности необходимо изучить уровень социально-экономического развития района или города (поселка) и спрос населения на образовательные или другие услуги, которые могут предоставлять образовательные учреждения.

При изучении социально-экономического состояния административной единицы рассматриваем: количество предприятий на территории, средняя заработная плата трудящихся жителей города; уровень безработицы; покупательская способность граждан и т.д.

В процессе изучения спроса на образовательные и другие услуги (которые могут оказывать образовательные учреждения) предлагаем такие методы, как анкетирование, соцопрос, сбор информации через социальные сети, проведение родительских собраний в образовательных учреждениях.

Какие услуги могут пользоваться спросом населения в ДНР:

- группы выходного дня;

- прогулочные группы;

- группы с круглосуточным пребыванием воспитанников;

- обучение дошкольников, не охваченных образовательными учреждениями;

- подготовка к обучению в школе детей, не охваченных образовательными учреждениями;

- предоставление услуг аниматора (проведение детских праздников на дому у заказчика);

- обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (в условиях ДОУ и домашних условиях);

- спортивные секции;

- услуги логопеда (для детей, не посещающих логопедические группы);

- услуги хореографа и т.д.

При правильной организации деятельности ДОУ в условиях экономической нестабильности,  возможно,  рассматривать оказание услуг из этого списка, как  бесплатные. Некоторые из них можно рассматривать как платные.

После изучения структуры спроса на образовательные услуги и определения потенциальных потребителей образовательных услуг можно переходить на следующий этап стратегического планирования: к разработке прогнозов и предложений по созданию новых образовательных услуг, формируем банк  их технических и сервисных характеристик, изучаем стандарты и нормы оказания услуг.

Последний этап маркетинговой стратегии предполагает заключение договоров и соглашений с партнерами по реализации услуг, с потребителями, обучение и повышение квалификации кадров.

Стратегические цели маркетинга – это удовлетворение социальных и индивидуальных образовательных потребностей потребителя услуг, продвижение на рынок образовательных услуг образовательных продуктов, адаптация ДОУ к социально-экономическим условиям.

Развитие процессов модернизации сферы образования в ДНР в настоящее время усиливает интерес менеджмента образовательных учреждений к предпринимательской деятельности.

Доходы от платных услуг могут направляться:

- на покупку основных средств и материальных ценностей для улучшения материально-технической базы ДОУ, что сделает жизнь дошкольников комфортнее и улучшит качество образовательного процесса;

- на премирование за высокие результаты профессиональной деятельности педагогических работников, повысит мотивацию педагогов к личному повышению профессиональных компетентностей.

Для оказания платных услуг образовательным учреждением необходимо разработать бизнес-план, с помощью которого оцениваются результаты деятельности за период отчетности, степень качества услуг, их рентабельность.

Стратегическое планирование имеет опережающий характер, расширяет возможность находить перспективы новых возможностей ДОУ при ограниченных ресурсах.

Планирование роста социально-экономического развития дошкольных учреждений в ДНР возможно при грамотной разработке стратегии развития ДОУ. На современном этапе является необходимым четкое стратегическое планирование деятельности и отслеживание четкого выполнения сроков намеченных мероприятий для повышения конкурентоспособности среди учреждений образования на рынке образовательных услуг.

В заключение всего вышесказанного хотелось бы отметить, что среди всех проблем в системе дошкольного образования на современном этапе появилась острая необходимость стратегического планирования социально-экономического развития образовательных учреждений, который представляет собой непростой многоуровневый процесс. От успешности и своевременного выполнения этапов стратегии  зависит результат достижения поставленных учреждением целей и уровень его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.