Жизнь в Дебальцево: большое интервью активистов "Свободного Донбасса"

16 марта 2018
10:58
Изображение-тизер
Жизнь в Дебальцево: большое интервью активистов "Свободного Донбасса"

Дмитрий Другашов и Евгений Баранов активисты ОД «Свободный Донбасс» в г.Дебальцево дали интервью журналисту odsd.ru.

 

Скажите, на ваш взгляд, сильно сократилось население Дебальцево после деоккупации?

Евгений: Жители Дебальцево начали возвращаться после завершения жестких боевых действий в 2015 году. Люди приезжали с надеждой найти работу. А поскольку с работой не всё так просто, то мы, к сожалению, можем говорить о некотором снижении численности населения. Главная проблема - низкая загрузка железнодорожного узла в городе. 

Дмитрий: Действительно, градообразующее предприятие в Дебальцево – железная дорога. Тем не менее, город живет, остались и приехали первой волной светлые добрые люди. В городе прекратились самогоноварение и наркоторговля, сомнительных элементов стало меньше.


Война прошлась не только по жилым постройкам. Государственные учреждения, школы, больницы  – как дела обстоят с ними?

Евгений: Сейчас очень хорошая динамика. Восстановили школы и детские сады. По российскому образцу, провели капитальный ремонт. Очень приятно туда заходить и наблюдать, как всё изменилось.


То есть, сделали не только внутреннюю отделку зданий, но и произвели замену оборудования?

Дмитрий: Практически во всех школах и садиках проведен капитальный ремонт, заменена вся инженерная инфраструктура.

Евгений: Завезены новые парты, на занятиях используют проекторы. Для города Дебальцево – это сумасшедший прорыв.


Как обстоят дела с мелким бизнесом?

Евгений: Ну как сказать? То, что сейчас происходит нельзя назвать бурным ростом. Крупное производство, которое было - остановилось.


А какие-то новые мелкие производства открываются, например, цеха по производству продуктов питания?

Евгений: У нас есть хлебозавод. Он как работал, так и продолжает работать. Однако со времен Советского Союза завод превратился из большого предприятия в маленькое.


Получается, вся загвоздка в низкой загрузке железнодорожного узла?

Дмитрий: У нас много железнодорожных предприятий - и по ремонту локомотивов, и вагонов. У нас было и пассажирское вагонное депо. Там работали тысячи людей. К сожалению, сейчас о тысячах речи нет.

Евгений: При СССР наш железнодорожный узел был одним из крупнейших узлов. Я могу ошибаться, но мы стояли в одном ряду с Москвой, Ясиноватой и так далее.
Станция Дебальцево – это «грузовые ворота» в Луганскую область.


А вообще ходят составы?

Евгений: Ходят. Мне кажется, сейчас даже чаще стали ходить. Но все равно, прежнего объема нет, тех мощностей нет. Сейчас основная задача Администрации города не столько развить, сколько сохранить. Все думают на перспективу, чтобы после завершения войны можно было в сжатые сроки выйти на довоенные объемы.


Вы говорите, что есть плюсы в железнодорожном трафике, составы ходят все чаще и чаще, чем год–полтора назад?

Евгений: Да, это очевидно. Железная дорога обслуживает и металлургические предприятия – туда везется сырье, обратно – продукция. В целом, ситуация лучше, чем была год назад. 


Помимо социальных предприятий и ж/д, можно говорить о том, что стало больше магазинов или же наоборот, закрываются?

Дмитрий: Это как раз и есть тот малый бизнес, который уходит с рынка. Но в основном если открываются, то продуктовые магазины.


А много тех, кто работает в Донецке, а на выходные приезжает в Дебальцево?

Дмитрий: Конечно есть люди, которые работают в столице, а на выходные возвращаются в город. Есть и такие, которые работают в Дебальцево, а на выходные приезжают в Донецк. Есть такие специалисты, без которых нам никуда. Существует проблема дефицита кадров. Но в основном "туда-сюда"  ездят студенты, которые на рабочую неделю уезжают, а на выходные съезжаются.
Тем не менее, у меня иногда складывается впечатление, что проблема кадрового голода выше, чем проблема безработицы.

Евгений: Тут помимо кадрового голода есть еще проблема зарплат. На 5 000 рублей тяжело прожить.  

Дмитрий: У меня есть один работник, он берет отпуск на пару месяцев и уезжает на заработки в Абхазию. Кто бы мог подумать, что из Донбасса, промышленного региона, кто-то поедет на заработки в Абхазию. Там ведь нет практически никаких производств.


Молодежи много?

Евгений: К сожалению, не много... Пенсионеров больше. Но так было и до войны, малые города всегда гасли.


Вы в Донецке часто бываете?

Евгений: Каждую неделю.


Можно сказать, что жизнь в Донецке каждую неделю расцветает все больше или с какого-то момента развитие остановилось?

Евгений: Я настолько люблю Донецк, что для меня он вообще не изменился.
В 2014 году, когда Донбасс был на грани уничтожения, тогда, наверное, проблема была и в Донецке. Но я честно скажу, я за проблемами других городов не следил, не было времени, у нас были свои обстрелы, свои пожары.


Ну а трафик изменился, машин больше стало?

Дмитрий: Ну, с 2015 годом однозначно есть различия, не скажу, что каждую неделю, но за последний год количество машин увеличилось. 


Скажите, почему вы выбрали ОД «Свободный Донбасс», а не ОД «Донецкая Республика»?

Дмитрий: Лидеры ОД «Свободного Донбасса» были у истоков подъёма 2014 года. Это был Паша Губарев. Я был на этом митинге, видел этот напор. С одной стороны, меня это убедило, потому что он целеустремленный лидер, а с другой – мне близка идея. Мы настроены, что все должны жить в одной большой стране и как она называется – Россия или Советский Союз – для меня не важно.

Евгений: Да, 2014 год стал решающим. Как не крути, это герои Русской весны 2014 года. Эти люди поднимали Донбасс, а мы стали за ними и продолжаем это делать. Это те люди, которые стали не ради какой-то корысти, а на защиту нашего Донбасса.


Много единомышленников у вас?

Дмитрий: 20–30 активных единомышленников точно есть.


А есть админресурс у ОД «Донецкая Республика» в Дебальцево?

Евгений: Я такое не могу комментировать, но если людей загоняешь силой, то идет отторжение. А такое никому не понравится.


Как в Дебальцево обстоят дела с дорогами?

Дмитрий: Мне кажется, до войны дороги были хуже, чем сейчас. Уже отремонтировали многие дороги и продолжают это делать.

Евгений: ... И освещение улиц стало лучше.


Вы можете похвастаться какими-то проектами от ОД «Свободный Донбасс»?

Евгений: Не то, что просто похвастаться, мы этим гордимся! В 2015 году силами ОД «Свободный Донбасс» был организован «Бессмертный полк». Была собрана информация о погибших ребятах, ополченцах города Дебальцево. Также постоянно поддерживается связь с семьями погибших.
На самом деле, мероприятий много. В 2015 году силами ОД «Свободный Донбасс» был проведен первый футбольный матч. Пришло очень много болельщиков – посмотреть и поддержать.

Дмитрий: Часто проводим автопробеги. К нам приезжала Марина Наумова – спортсменка. Мы организовывали ей встречу. Много совместных проектов со Станцией Юных техников.

Евгений: Также у нас был бегун-путешественник Александр Капер. Это русский Форрест Гамп. Мы организовывали ему встречу в ОШ №2. Дети читали ему стихи.


А какие мероприятия хотелось бы провести, но нет организационной или финансовой возможности?

Евгений: У нас дефицита идей никогда нет. Всегда получается так – что мы хотим, то и делаем. В таких случаях лишних денег не бывает, но я ещё раз напоминаю, что когда ты с чистым сердцем и энтузиазмом реализуешь какой-то проект, то средств нужно куда меньше, чем по "принудиловке". 


Идеи приходят как-то спонтанно?

Евгений: Да. Честно говоря, работать по плану тяжело. Хотелось бы, конечно, все это дело распланировать. Но не хочется уподобляться тем, кто работает ради планов и отчетов.