МЕНЮ

Депутат Евгений Орлов встретился с представителями ЦРБ ДНР

28.04.2016

Депутат Евгений Орлов встретился с представителями ЦРБ ДНР

Сегодня бизнес расплачивается не только за непризнанность нашей Республики, но и за тот курс, который был выбран ее руководством по развитию экономики в целом и финансовой системы в частности. Действующие предприниматели имеют свою точку зрения в сфере банковского обслуживания, которая основывается на опыте ведения бизнеса, когда низкие тарифные ставки определяются условиями конкуренции среди различных коммерческих банков.

Однако, политика ЦРБ ДНР имеет заданный вектор, в соответствии с которым строится и тарифная сетка банка, и методики контроля за хозяйственной деятельностью бизнеса. В настоящий момент республиканская банковская сфера – монополизирована. Право установления размеров тарифов, а также принятие решений по повышению тарифов остается за ЦРБ. Естественно, предприниматели задаются вопросом: не является ли такая политика злоупотреблением монопольным положением и не нарушаются ли в таком случае права клиентов банка?
Например, анализируя размеры комиссий по зачислению и снятию денежных средств со счета предприниматели в общей сложности теряют 7% от суммы снятия. Если сравнивать тарифную сетку банков ДНР, ЛНР, Украины и РФ, то можно сделать вывод, что тарифы ЦРБ ДНР по многим показателям выше аналогичных в Украине или в РФ. Кроме того, с 04.03.2016г. вступили в действие новые тарифы на РКО ЦРБ, которые выросли в сравнении с предыдущими показателями в два раза.

Это побудило меня просить встречи с председателем ЦРБ ДНР, Никитиной Ириной Петровной, которая объяснила мотивы тарифной политики, проводимой банком. По словам Ирины Петровны, основной задачей ЦРБ является выполнение функции государственного регулятора и коммерческого банка в одном лице. Кроме того, банк является бюджетной организацией и не получает доходов от своей деятельности, не приносят ему дивидендов, а следовательно в своих действиях банк исключительно стоит на стороне интересов государства. Что касается ставок за снятие или внесение наличных средств, а также тарифах по обслуживанию счетов, представители ЦРБ пояснили, что это связано с необходимостью увеличения объема оборота средств на его счетах. Кроме того перед ЦРБ стоит задача снизить наличный расчет в сфере b2b и повысить налоговую дисциплину, что по их мнению выведет бизнес из тени. Дословно это звучало так: «3% - это инструмент для перехода на безналичный расчет». Заградительные меры ЦРБ направлены на недопущение расчетов вне банковских счетов и оттоку средств с них. Данная политика, во многом продиктована стремлением органов доходов и сборов к большему контролю за хозяйственной деятельностью бизнеса.
Сами представители ЦРБ воспринимают собственную тарифную политику следующим выражением: «Мы сделали тарифы, которые удобны для всех и готовы помогать бизнесу, если он легален», что, конечно, не бесспорно. Чтобы завершить данную тему, приведу еще одну цитату из общения: «Бизнес либо налогами пополняет бюджет, либо уплатой услуг банка».

Тарификация не единственный вопрос, который обсуждался на встрече. По мнению предпринимателей, некоторые условия типовых договоров также могут негативно отразиться на бизнесе. В частности договор содержит норму, в соответствии с которой ЦРБ в одностороннем порядке может блокировать счета клиентов. Для обоснования данной нормы ЦРБ ссылается на опыт РФ в области проверки подозрительных сделок. Повторюсь, что, так как в основе общей политики ЦРБ лежит максимальный контроль за деятельностью бизнеса, то данная мера, по сути, является финансовым мониторингом, целью которого есть недопущение сокрытия налогов или экономических махинаций. Вопрос лишь в том, что критерии подозрительных сделок хранятся по грифом «строго секретно», и не доступны даже депутатам.

В заключение представители ЦРБ разъяснили общую курсовую политику. Если к курсу доллара или евро не возникает вопросов, то отношение гривны к рублю является результатом исключительно решений ЦРБ и не привязано к курсовой политике соседних стран. Основана причина тому - установленный ЦРБ так называемый «поправочный коэффициент». Это условное название, так как этот коэффициент не выражен арифметически в некой формуле и не представлен константой. Такая мера является скорее политическим отношением к гривне, выраженным в ее курсе, что дает дополнительную инфляцию гривны, так как Республика не заинтересована в притоке сюда данной денежной единицы, дабы она не оказывала дополнительное давление на рубль, как основную валюту.

В целом данная встреча утвердила мнение, что время выбора государственной стратегии развития прошло, Республика окончательно встала на заданный путь. В экономической сфере государству отведена ведущая роль, путем жесткой регуляторной практики, максимального контроля и приоритета государственных интересов. На сколько это оправдано – время покажет. Именно поэтому по окончанию встречи был задан, как оказалось, риторический вопрос: «Существуют ли конкретные промежуточные даты, есть граничный срок и абсолютный показатель, на которые своей политике ориентируется ЦРБ, дабы общество могло вместе с ним говорить, что жесткое регулирование и отсутствие конкуренции дадут планируемый эффект. Будет ли в итоге достижимая конечная цель примирительной для всего общества и в положительном эффекте целого растворятся издержки составных частей?».

Надеюсь, что данный вопрос является риторическим временно, и в ближайшем будущем я получу на него ответ.

Евгений Орлов, депутат НС ДНР от фракции "Свободный Донбасс"


ФОТО
Теги: Евгений Орлов, экономика

comments powered by Disqus
Новости