МЕНЮ

Справедливость у власти

28.01.2016

Русскому человеку нужна Справедливость. Для русского Правда и Справедливость – выше закона. Ради справедливости русский готов вытерпеть немыслимые, тяжелейшие испытания. Вор должен сидеть в тюрьме, а герою и честному труженику должен принадлежать мир! Вот мировоззрение русского, и уж тем более – человека Новороссии. Без справедливости нам тяжко и душно, мы впадаем в депрессию и спиваемся. Четверть века жизни под игом чудовищной несправедливости страшно изуродовали нас.

Что такое Справедливость? Поиски ответа на этот вопрос мы начнем с определения и экскурса в историю.

Итак, откроем Википедию. «Справедливость – понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нем. В экономической науке – требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость». Должное, содержащее в себе требование деяния и воздаяния, – это справедливость. Достаточное определение для понимания смысла и значения слова. Однако недостаточное, если целью нашей является приложение слова к такому сложному явлению, как власть (возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению).

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ УКЛАДОВ

В эпоху древности социальная структура общества была кастовой, то есть социальные признаки принадлежности к той или иной группе передавались только по наследству по праву рождения. Из индийских исторических источников мы знаем в основных чертах, какой была социальная структура общества (в Индии она была официально отменена только в 1950 году). Люди были разделены на касты (варны, сословия) – высшие и низшие. Каста брахманов (жрецов) – духовное сословие, которое, как предполагается, было господствующим в обществе (учитывая роль религиозного культа в древности). Отметим брахманов словом «смысл». Каста кшатриев (воинов, чиновников) – сословие управителей (поддержание порядка) и защитников земли (войны). Отметим кшатриев словом «сила». Каста вайшьев (податное сословие) – предприниматели, торговцы, земледельцы (в марксизме – буржуазия: крупная, средняя и мелкая). Отметим вайшьев словом «деньги». Три вышеупомянутые касты составляли элиту общества. Четвертая каста, шудры, составляла остальной народ (крестьяне, рабочие, слуги). По разным оценкам ученых, к высшим кастам принадлежало от 1% до 10% от всего количества людей в обществе. Мы склоняемся к цифре 1% как кажущейся нам более вероятной. Высшие касты имеют доступ к кастовым школам, где детям передаются опыт и мудрость родителей. Низшие касты не имеют доступа к образованию.С течением времени в историческом процессе происходят качественные структурные изменения. Смысл (брахманы), сила (кшатрии) и деньги (вайшьи) начинают социальное соперничество. В эпоху феодализма (особенно в позднее Средневековье и раннее Новое время) родовая аристократия побеждает духовенство в борьбе за власть и оттесняет его на второй план. А зарождение мануфактур, рост торговли и иные факторы формируют новый общественный уклад – капиталистический. И через буржуазно-демократические революции и свержение родовой аристократии (кшатриев) к власти приходят вайшьи (буржуазия, капиталисты по Марксу), создавая себе удобную форму властвования в виде буржуазных демократий. Эпоха, следующая за буржуазно-демократическими революциями, стирает сословно-кастовые границы, фактически их ликвидирует. Вместо закрытых социальных групп «по праву рождения» (касты, сословия) формируются открытые социальные группы «по праву достижения» (классы, страты). В буржуазных демократиях правят деньги. Некоторые интеллектуалы (Андрей Фурсов, например) считают, что 80% даже современной буржуазии составляют представители старых аристократических семей. Но это не суть важно. Сегодня в мире властвуют хозяева денег. Объем статьи не позволяет подробно остановиться на этом вопросе, об этом мы напишем позже.

Качественные структурные изменения продолжила Великая Октябрьская Социалистическая революция, которая привела к диктатуре пролетариата (рабоче-крестьянского социального класса). По факту это была революция шудр. Сословия-касты, выступившие против революции (духовенство, аристократия, крупная и средняя буржуазия), были фактически сломлены.

В результате тектонических социальных сдвигов начала ХХ века широкие народные слои получают доступ к образовательным учреждениям, современной медицине. Никогда образование, наука, информация не были так широко доступны. Включаются мощные социальные лифты. Сын рабочего может стать генералом, а сын сапожника – генеральным секретарем. В противовес тектоническим изменениям в СССР в структуре распределения на капиталистическом Западе буржуазия вынуждена поделиться общественным продуктом – возникает так называемый средний класс, группа людей с достаточно высокими доходами. Огромные массы получают такой уровень жизненного комфорта, о котором и не мечтал какой-нибудь древнеиндийский раджа. Под жизненным комфортом мы понимаем доступность как основных жизненных благ (питание, одежда, крыша над головой), так и доступность образования, достижений медицины и науки. Так, к среднему классу в 70-е годы (как в СССР, так и на Западе) вполне можно причислить абсолютное большинство членов общества (60-80%). Этот вопрос фундаментально описал Томас Пикетти в своем фундаментальном труде «Капитал в ХХI веке». Никогда до этой эпохи капитал (как жизненные блага, обеспеченные доступом к распределению общественного продукта) не распределялся так равномерно.

Вместе со структурой общества эволюционирует и демократия. В зависимости от того, кто понимается под большинством, в истории в разные периоды существовали рабовладельческая демократия (власть большинства свободных граждан-рабовладельцев), демократия вольных городов (власть большинства имущих горожан), буржуазная демократия (власть большинства владеющих капиталом), номенклатурная демократия (власть большинства номенклатуры) и так далее.

Вернемся к Справедливости. Исходя из вышесказанного, попытаемся сформулировать, кто и для кого должен был быть справедливым (дающим и воздающим за деяния). После краткого исторического экскурса можно ответить на вопрос о субъекте и объекте справедливости в отношении формирования и осуществления власти. Субъектом справедливости является вся совокупность государственных и общественных институтов страны. Объектом справедливости является народ в самом широком смысле (как вся совокупность людей, проживающих на территории страны).

Теперь попытаемся определить, что же является Справедливостью в каждом из упомянутых общественных укладов. В кастовом обществе положение человека в обществе определял факт рождения. Родился в семье кшатрия – унаследуешь права кшатрия (должность, наследство, положение в обществе, собственность). Родился рабом – вероятность 99,9%, что рабом и умрешь. Положение каст, их права и обязанности закреплялись законами. Так что положение каждого было законно, и с точки зрения закона и общественных устоев – справедливо. В древнем кастовом обществе справедливость для одной касты отличалась от справедливости в отношении другой. Для каждой касты субъект справедливости прилагал различные требования (к слову, для высших каст – более тяжелые) и наделял разными правами.

В феодально-сословном общественном укладе положение было похожим. Законы защищали права господствующего сословия (родовой аристократии), а законодателем выступал монарх, опиравшийся на феодалов.

Эпоха крушения монархий и захвата власти буржуазией оформилась становлением буржуазно-демократического и капиталистического (в экономике) уклада. А также формальным уравниванием всех людей в правах. Процесс этот был не быстрый. Право голоса представителям женского пола, например, в Испании было предоставлено только в 1931 году, в Саудовской Аравии – в 2015 году. Рабство в США было отменено лишь в 1865 году, а в Мавритании – в 1980 году. Постепенно формальное уравнивание привело к качественным изменениям в обществе, и люди обретали свободу. Субъект справедливости (совокупность государственных и общественных институтов) стал единым для всех людей («закон один для всех»). Объектом справедливости также стали все люди, проживающие на территории государства.

Мы до сих пор лишь описывали процесс структурного изменения общества от древности до наших дней, не высказывая суждений. Исторический процесс в своем развитии в отношении власти прошел сложный путь, который кратко можно охарактеризовать тем, что право осуществлять власть переходило от узкой группы людей к наделению властью всей совокупности людей в обществе. В виде избирательного права. Права избирать и быть избранным.

Теперь выскажем суждение: сегодняшняя демократия деградировала и превратилась в неокастовое общество.

МЫ ЖИВЕМ В НЕОКАСТОВОМ ОБЩЕСТВЕ

Кто сегодня человек в системе сложившейся буржуазно-капиталистической демократии? Практически ноль. Биологический объект. В реальной жизни над простым человеком возвышается пирамида чиновничества, косного, спесивого, спаянного корпоративным интересом, распоряжающегося бюджетными миллиардами, собирающего налоги. И презирающего массу «электората». Чиновник может нагло воровать, принимать самые дурацкие управленческие решения, вырубать уютный сквер или втыкать в микрорайон многоэтажную «дуру» в рамках преступной «точечной застройки», а рядовой житель здесь практически бессилен. Вы каждый день смотрите в окно и видите, как городские власти просто разворовывают деньги вместо того, чтобы делать действительно нужные согражданам дела. Но рядовой человек бессилен что-либо изменить. Вернее, формально он раз в несколько лет может прийти на избирательный участок и якобы выбором своим повлиять и на государство, и на свою жизнь. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что выборы – это «лохотрон». Ибо кого выберут? Того, кто больше всего присутствует на телевидении или в газетах. А это очень дорогое удовольствие. Своих газет и телеканалов у избирателя нет, а если и есть, то крошечные, ничтожные по влиянию. А главные медиа контролируются либо богачами-олигархами, либо чиновниками государства. Так что кого они выберут – потом «выберет» и электорат. А неугодных затрут, замолчат, а то и грязью обольют, клеветой уничтожат.

Из-за этого началась ужасающая деградация русского народа. Мы на глазах превращаемся в недалеких и по-детски наивных люмпенов-горожан (тех самых необразованных шудр), которые ничего не смыслят в экономике. Которые не понимают элементарных вещей и не в силах осознать даже собственные жизненные интересы. Массы не понимают, что такое налоги, таможенные тарифы, кредитная политика, индустриализация, и как это вообще сказывается на их жизни. Постсоветские горожане сваливаются в топь архаического сознания, становятся добычей манипуляторов и демагогов. Распространяются и безответственность, и социальная апатия, и махровое иждивенчество. Люмпенов легко подкупать. Они, как индейцы старых времен, могут отдавать свое будущее, образно говоря, за стеклянные бусы, за килограмм гречки. Они начинают голосовать за тех, кто их грабит и лишает человеческой жизни, ибо ничего не понимают в окружающей действительности.

Современная система хваленой так называемой «либеральной западной демократии», заимствованная «элитами» на остатках СССР с 1991 года, стала сущим издевательством. Во-первых, участвовать в выборах – дело крайне дорогое. Моментально родилась «коммерческая демократия». То есть умеющие хорошо лгать и болтать проходимцы находят богатых спонсоров, которые помогают им избраться во власть. А потом эти болтуны-ставленники денежных мешков окупают вложения в них: позволяют богачам-спонсорам наживаться на бюджете или на перераспределении собственности. Иногда и сами богачи идут на выборы, становясь депутатами, мэрами, министрами, президентами. А потом тоже окупают свои вложения. Расцветает коррупция.

При этом рядовой избиратель – снова раб в тупике. Ну выбрал он мерзавца, мерзавец попал в политическую элиту. В «политикум», как говорят на Украине. А отозвать своего избранника он разве в состоянии? Тот ворует, занимается махинациями, имеет миллиарды и нагло смеется в лицо избирателям. «А что вы со мной сделаете, рабы? До следующих выборов – четыре-пять лет. Я за это время стану сверхбогачом. А когда придет время избирательной кампании, я вас снова обману. Кого-то снова загипнотизирую пропагандой, кого-то подкуплю, создам своих «титушек». А кого-то запугаю». Мы ведь все это уже много раз проходили в родном Донбассе за последние четверть века. Индустрия по использованию электората давно отлажена. Выбрали человека, и вот он уже «небожитель», отделенный от простых смертных и глядящий на них свысока. Избиратели не контролируют своих избранников. Выбрали они депутата в столицу, в парламент страны. Выбрали, порой толком не зная, повинуясь рекламным трюкам и приемам. А дальше их «избранник» от них почти не зависит. В случае с мэрами и губернаторами все это еще нагляднее предстает.

Теоретически, конечно, можно собраться, запустить механизм отзыва своего избранника. Но вот именно, что теоретически. На это нужно потратить кучу денег, сил и времени. Многих ли на это хватит? Вы когда в последний раз слышали об отзыве хотя бы депутата? А об импичменте президента? Если вспомните, расскажите мне. На деле люди выбирают тех, кого не знают и кого потом никак контролировать не могут. Это и на Западе происходит. В Соединенных Штатах выборы становятся все дороже и дороже, они уже недоступны для рядовых граждан. Власть больших богатств становится неприкрытой, а богатые превращаются в отдельную касту.

Что остается делать рядовому избирателю? Разве что лишь выходить на акции протеста. Против которых власть имущие бросают полицейские силы. Наступает ожесточение. Дело доходит до оружия – совершается катастрофа. После чего воцаряется диктатура или начинается гражданская война. А во время войны с демократией ох как плохо!

Где же выход из тупика? К сожалению, опыт СССР нам здесь не поможет: там власть хотя и заботилась о народе, но была чиновно-иерархической. Социальные группы в СССР обретали условную закрытость и обособленность (сын генерала становился генералом, а полковника – полковником). В конце концов, страна превратилась в то, что мы имеем сейчас. Чиновники-бандиты-олигархи приватизировали чужую собственность и сделали недоступной власть.

НАМ НУЖНА НОВАЯ ВЛАСТЬ СОВЕТОВ

Логика развития демократии говорит, что человек для достижения высокого качества жизни должен чувствовать себя хозяином страны. Это возможно только при условии сильной государственной власти, сформированной из числа наиболее честных и профессиональных граждан. При этом необходима система, когда народ сможет не только выдвинуть из своего числа таких людей, но и контролировать их. Это и есть народовластие (народная демократия).

Приводим конструкцию новой советской власти, предложенную доктором медицинских наук и кандидатом философских наук Игорем Алексеевичем Гундаровым в книге «Стратегия социогуманизма».

«Народная демократия начинается с прав каждого гражданина на выдвижение в депутаты любого человека, проживающего достаточное время на местной территории. Открытое выдвижение кандидатов и выбор из них тайным голосованием победителя проводятся с установленной периодичностью на общих собраниях небольших территориальных объединений – 2-3 тыс. жителей. Избранные в представительную власть граждане составляют корпус народных депутатов России – 40-50 тыс. человек на 150 млн. населения.

Депутатский корпус формирует внутри себя уровни представительной власти, используя метод «делегирования». Первым уровнем служат местные Народные советы. Они обладают широкими правами определения приоритетов хозяйственной деятельности и контроля над исполнительной властью. Местные Народные советы делегируют депутатов в Советы следующего уровня, те – следующего и так вплоть до Высшего Народного Совета России (ВНСР).

Высший Народный Совет России, численностью 450-500 человек, есть постоянно действующий верховный орган государства, определяющий стратегию внутренней и внешней политики в соответствии с идеологией социогуманизма и наказами избирателей. Заседания ВНСР проходят ежемесячно и по мере необходимости. Между сессиями для реализации принятых решений и координации работы избирается Президиум ВНСР и Председатель Президиума ВНСР. Председатель Президиума ВНСР представляет страну как глава государства в международных отношениях и является Верховным главнокомандующим.

Нижестоящие Народные советы подчиняются в определенном диапазоне вопросов вышестоящим советам, но обладают правом отзыва направленных ими депутатов из вышестоящих уровней. Лишить депутата его мандата могут также жители территории, от которой он выдвигался, что законодательно гарантируется обеспечением соответствующих условий (финансовых, организационных и др.).

Реализацией принятых Народными советами законов и постановлений занимается исполнительная власть, сформированная из компетентных в соответствующих областях профессионалов. Для этого всенародным голосованием избирается Президент из нескольких кандидатур, предложенных Высшим Народным Советом России. Президент выполняет функции премьер-министра, назначая состав Кабинета министров (Правительство), включая силовые министерства, и руководит его деятельностью.

Народные советы каждого уровня создают Исполнительные комитеты. Сначала назначается председатель соответствующего Исполнительного комитета (при уровне выше муниципального – по согласованию с Правительством). Председатель Исполкома формирует штат сотрудников по требуемым направлениям работы. Исполком подчиняется по вертикали вышестоящему Исполкому, а по горизонтали контролируется Народным советом данного уровня.

Составы Верховного суда и Конституционного суда утверждаются и изменяются Высшим Народным Советом России из кандидатов, представляемых Всероссийским съездом судей страны.

Политическим партиям отводится роль общественных площадок по выработке программ социально-экономического развития и подготовке политических кадров для выдвижения в органы государственного управления.

Такая организация власти обеспечивает поиск наиболее талантливых представителей народа, выдвигая их в управление государством не по критерию личной преданности и богатства, а профессионализма и справедливости».

Главное – создается динамическая система. Депутат может быть выдвинут народом, поднимаясь все выше и выше. Но его могут и отозвать. С любого уровня, достигнутого им. Его непосредственные избиратели. И если он исправится, то может снова вырасти. А не исправится – вообще вылетит из депутатов. То есть нет никакой закостеневшей «номенклатуры». Обычные избиратели выбирают только тех, кого знают и кого могут контролировать. То есть депутатов местных Советов. А вот дальше местный Совет делегирует лучших в вышестоящий Совет. И он точно так же может отозвать своих выдвиженцев, если они плохо работают и не защищают интересы своей территории. Получается система отбора самых выдающихся из лучших, как бы многоступенчатое «обогащение породы». Наверх должны выйти самые честные и компетентные. При этом исполнительная власть полностью зависит от законодательной – Советов.

Здесь до минимума снижаются коррупция, возможность манипуляции голосами избирателей и включается некая защита «от дурака» – избирателя-люмпена, готового голосовать за подачки или как Бог на душу положит. Если какой-то пройдоха и попадет в местный Совет, то его быстро вычислят нормальные избиратели и отзовут. А чтобы попасть в Совет города или области, такому пройдохе придется делом доказывать, что он работает на благо сограждан. Сразу избраться в областной или общенациональный Совет невозможно: ты должен поработать сначала «внизу» и быть выдвинутым компетентными коллегами на следующий уровень. Здесь раздачей гречки бабушкам-пенсионеркам не обойдешься.

Конечно, все это возможно только при соответствующей политической культуре широких масс народа, а также при условии справедливого распределения общественного продукта. Об этом и поговорим в следующей статье «Справедливость в экономике».

Свободный Донбасс – для свободных людей!
Теги: Павел Губарев

comments powered by Disqus
Новости